Вокально-хоровоe пение в детском саду

                                                      

   Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Немаловажную роль в процессе обучения детей пению играют музыкально-дидактические игры и пособия. Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия, например, технология М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду», «Игровая методика обучения детей пению» О.В. Кацер.

   В своей системе обучения я использую методику по вокальной хоровой работе М.Ю. Картушеной и игровую методику обучению детей пению О.В. Кацер, так как  она является доступным материалом для детей дошкольного возраста.

   Здесь используются различные методы и приемы по работе с вокалом. Используются упражнения на распевание, артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, развивать мимику, развивать выразительную дикцию. Также используются развивающие игры с голосом, большое внимание уделяется речевым ритмо- интонационным играм и упражнениям. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха, чувства ритма, темпа и тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

   Одним из любимых видов деятельности детей на занятиях является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, но самое главное - снимает чувство усталости. Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении).

   Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

   На каждом занятии я провожу дыхательную  гимнастику в течение 2-3 минут. Дыхательная гимнастика также проводится в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяются с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению. Перед началом пения даются распевки: одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона; их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

   Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, нужно добиваться точного воспроизведения мелодии; начинать петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребёнок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Работая над чистотой интонации, используются такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение с закрытым ртом (м-м-м), слогами (та, ля, ду, на и т.п.), пение про себя, пение стоя, сидя, цепочкой, с несложными движениями.

Систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, таких как:

  1. Достижение выравнивание звучания голоса,

  2. развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования.

  3. формирование у детей музыкально- эстетических эмоций,

  4. развитие детского песенного голоса,

  5. усвоение навыков хорового пения.

 

   Последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям - все это позволяет достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.

   Методы и приёмы

   Вступительное слово (объяснение, разъяснение, беседа, музыкальный пример, проблемная задача, демонстрация различной печатной продукции, творческих работ детей, игрушек и т.п.)

Слушание-знакомство (исполнение педагогом, исполнение хорошо поющими детьми, аудиозапись или видеозапись с данной песней, сравнение различных интерпретаций, прослеживание мелодии по партитуре)

Обсуждение (беседа, разъяснение, пример, анализ ситуаций, проблемное задание, коллективно-трудовая работа, дискуссия, метод эвристических вопросов)

Разучивание (метод предупреждения ошибок, метод сравнения, фонетический метод, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод мысленного пения, метод анализа ситуаций, метод игрового проектирования, метод разучивания по слуху транспонирование песни или отдельной части в удобную тональность,

 

   Любое пение должно начинаться с распевания и вокальных упражнений. Распевки разогревают голосовые связки, подготавливают их к работе, без распевания мы можем не попадать с самого начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевания вдруг обнаруживается, что где-то посредине песни или вокального упражнения может перехватить голос и нужно откашляться и т.д.

При распевании можно с успехом использовать игру «Кузнечик» (поступенное звучание мелодии, палочка с прикрепленным на ее конце кузнечиком, пять одинаковых цветочков, здесь возможно несколько разных вариантов распевания, но с обязательным возвращением в тонику)

Всегда необходимо напоминать детям о правильности посадки во время пения:

«Чтобы красиво петь, надо правильно сидеть!»

(Песня «Если хочешь сидя петь»)

Одной из задач в разделе «Пение» является формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы. Закрепить правильное положение губ при пропевании гласных помогает пение гласных на одном звуке или в восходящем и нисходящем порядке. В этом помогают карточки с напечатанными крупным шрифтом гласными звуками (показать) и стихотворение, которое так и называется «Гласные»:

Для пения гласные звуки важны-

И напевны, и нежны.

Летят, как птицы в синеву-а-э-и-о-у.

Крикливо и громко не надо их петь-

Горло может заболеть.

Ушки держи начеку-

А-э-и-о-у.

Песня –игра «33 Егорки»

Для увеличения объема дыхания проговариваем предложения, различные по длительности (изготовлены карточки для воспитателей) Дети повторяют за педагогом на одном дыхании, стараясь передать интонацию речи. В середине предложения дыхание брать нельзя. Например, упражнение «Едем в гости» (модель Картушиной М.Ю.)

Едем в гости

Едем в гости к бабушке

Мы едем в гости к бабушке

Мы все вместе едем в гости к бабушке

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке

Упражнение с офисным листом бумаги (подуть)

Произнесение на одном дыхании скороговорок

Сидит ёжик у ёлки,

Сосчитай его иголки! (начинают считать на одном дыхании)

Раз иголка, два иголка, три иголка…

Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки!

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка…

На пороге вытри ноги,

Вытри ноги на пороге:

Вытри раз, вытри два, вытри три…(кто больше?)

Упражнения на продолжительность и равномерность выдоха с использованием раздаточного материала. Это могут быть силуэты парохода, паровоза с прикрепленным к трубе кусочком тюля, домик с окошком, в котором висит занавеска, лодка с парусом из лёгкой ткани или свеча с «огнем» из красной капроновой ленты (со звуком «ду-у-у» или «ту-у-у»)

   Вокально – хоровая работа М.Ю. Картушиной  очень помогает мне в моей работе .

   13 ноября было проведено открытое занятие по вокально- хоровой работе

«Путешествие в Королевство пения» для детей старшего дошкольного возраста. В этом занятии я использовала все методы и приемы по работе с детьми. Была использована дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, работа с дыханием, пропевание скороговорок.  На занятии были задействованы все виды музыкальной деятельности.

 

Музыкальный руководитель Савина А.А.