Солнышко в окошке для детей Подмосковья

Татьяна Витальевна Киселёва родилась 13 марта 1959 года в Сергиевом Посаде. В 1986 с отличием окончила отделение графики МВХПУ (Строгановское). Член Союза художников России с 1993 года. Работает в издательском отделе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Паломнического центра, сотрудничает с другими издательствами Сергиева Посада и Москвы. Основное направление творчества связано с книжной графикой. Техника исполнения: линогравюра, акварель, тушь. Союз художников наградил Татьяну Киселёву на "Весеннем салоне" этого года дипломом "Корифей изобразительного искусства", а Московская Патриархия отметила труды Татьяны Витальевны медалью Преподобного Сергия Радонежского II степени. Художница из Сергиева Посада Татьяна Киселёва проиллюстрировала более девяти десятков книг, которые моментально стали раритетами. Одна из недавних– «Солнышко в окошке», сборник стихов детской писательницы Нины Козловой. Это название подошло бы ко всему творчеству художницы. Её работы – пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры, – говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины. Земляк Татьяны Киселёвой, известный поэт Владимир Сосин, безвременно ушедший из жизни, книги которого иллюстрировала художница, будто о ней написал: «Ладом чудесных гармоний влеком, Звуком высоких небес очарован, ангел проводит по скрипке смычком…» Книжная графика – любимый жанр Татьяны Киселёвой. Осваивать его она начала чуть ли не с пелёнок: ещё букв не выучила, а уже ко всем книжкам, которые читали ей родители, делала на листах бумаги карандашные рисунки. Очень важно, какие тебе в детстве читают книжки. Татьяна росла в интеллигентной семье: папа, филолог с университетским образованием, был известным в Сергиевом Посаде учителем русского языка и литературы, неутомимым пропагандистом отечественной словесности, мама работала заведующей книжным отделом в «Мособлкниге». Авторитет русской классики был столь высок в семье, что родители даже дали дочерям «пушкинские» имена: Татьяна и Ольга. Окончив школу, Татьяна не раздумывала о выборе профессии: она знала, кем хочет стать, и поступила на художественное отделение техникума игрушки (теперь это Российский художественно-технический колледж игрушки). А по окончании целый год работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки. Ею было создано десять образцов игрушек, которые оценивались экспертами НИИ по высшей категории, рекомендовались к серийному производству и поступали в продажу. Затем она поступила в знаменитую Строгановку (теперь это Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова) на отделение графики, где под руководством Софьи Родионовой её яркий талант получил великолепную огранку. Художник-педагог Родионова была ученицей самого Владимира Андреевича Фаворского – выдающегося художника книги, крупнейшего мастера советского изобразительного искусства, родоначальника московской школы графики; он, кстати, тоже жил в Сергиевом Посаде. Татьяна Киселёва окончила вуз с красным дипломом. Её дипломная работа – серия линогравюр – была посвящена основателю первого в нашей стране Музея игрушки, талантливому художнику, учёному и педагогу Николаю Дмитриевичу Бартраму. Татьяна Киселёва – член Союза художников России с 1993 года – работает в разных жанрах, но главным образом как книжный график. «Православный букварь» с её рисунками вошёл в список ста лучших книг Московской международной книжной ярмарки 2008 года. Её произведения хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования, Доме-музее П.И. Чайковского в Клину и частных собраниях. Говоря о книге, Татьяна Киселёва высказывает убеждение, что художник является в такой же мере её автором (книги), как и писатель. От того, как она оформлена, зависит и читательское впечатление. Как говорится, книгу по обложке встречают… Работы Татьяны Киселёвой пронизаны солнцем и добротой. Недаром книги Татьяны Киселёвой не залёживаются на прилавках, например, большой успех имела «Хрестоматия для детей».

Татьяна Киселёва тонко чувствует поэзию, поэтому так гармонично её сотрудничество с авторами поэтических сборников. Недаром именно она стала автором графического символа поэтического конкурса «Посадская лира», который ежегодно проводится в районе. А вот как выразила своё восхищение иллюстрациями Татьяны Киселёвой к книге её стихов поэтесса Лидия Динулова: «…На гравюрах, представленных в книжке, Оживает посадский уют. Переулки, заборы, домишки, Над сугробами птицы снуют… Ты смогла в чёрно-белой гравюре Рассказать о войне, о былом. Сколько скорби в поникшей фигуре, Сколько веры в лице молодом. И как будто нечаянно вышел В безыскусной своей наготе Тот дымок над заснеженной крышей Белый-белый на белом листе».

Сонет графический. В.А.Голубев. Замечательной художнице Т. Киселёвой. «Сонет графический, поэма дивных линий, Венок из поэтических гравюр, Талантливо исполненных рукою Маэстро, Мастера, чьё творчество от Бога. О Боге, о божественном, о храмах Не только и не столько рукотворных (Старинных, почитаемых, священных), Но также тех неброских и незримых, Что воздвигаются во многих чистых душах Долготерпением и добрыми делами, Стремленьем к светлому, Общением с духовным В высоких помыслах И творческим гореньем В трудах по возвеличиванью Духа…» Всё это — вклад Татьяны Киселёвой, Художницы, соавтора подборки Стихов квартета из друзей-поэтов в их общей книжке «Сергиев Посад».

В.Н.Сосин Т. Киселевой. «Всего-то надо толику труда руке, знакомой с творческой волшбою, чтобы пейзаж Келарского пруда пред нами вдруг явился сам собою. И, словно в сказке, на глазах у всех возникнет церковь на горе покатой. И лист бумаги, превратившись в снег, которым Русь всегда слыла богатой. И холодом дохнувшая зима, покатость крыш окрасив белизною, обворожила ветхие дома космическою снежной тишиною. Задумался о чем-то небосклон, ажурных веток черноты касаясь. И стайка то ли галок, то ль ворон кружит, покинуть белый лист пытаясь».

Динулова Л.С. * * * Татьяне Киселёвой «Таня! Таня! Как вольная птица, Ты к стихам прикоснулась крылом. И какая же правда таится В чёрно-белом искусстве твоём. Благородные эти два цвета Так сумела представить рука, Что цветёт разнотравное лето, Дует ветер, плывут облака. Здесь не только уменье и воля — Здесь талант! И за каждым штрихом В чёрно-белом — зелёное поле, В чёрно-белом — небес окоём. На гравюрах, представленных в книжке, Оживает посадский уют — Переулки, заборы, домишки, Над сугробами — птицы снуют. А ещё есть гравюры с раздольем Неоглядных российских равнин, Со стогами в темнеющем поле, С робким шорохом тонких осин. Ты смогла в чёрно-белой гравюре Рассказать о войне, о былом. Сколько скорби в поникшей фигуре, Сколько веры в лице молодом. И как будто нечаянно вышел В безыскусной своей наготе Тот дымок над заснеженной крышей, Белый-белый на белом листе. Ах, стихи мои, ваша оправа бескорыстным трудом создана. Мне — признанье. Художнику — слава: Пусть его окрыляет она».

Она работает в типографии Лавры, создаёт истинные шедевры - пишет иконы, оформляет печатные издания. Поэт Валерий Александрович Голубев написал: НА ИЛЛЮСТРАЦИИ Т. КИСЕЛЕВОЙ К «ПРАВОСЛАВНОМУ БУКВАРЮ» «Чтоб были подробности четче, ясней, проделано много работы. Искрится на елке рождественский снег, топорщится шерстка енота… Вот так же подробно в болезненном сне мы видим забытое что-то. Наверное, тот, кто на казнь осужден, на мир смотрит так же прицельно, когда до предела весь мозг напряжен и взор напряжен беспредельно. В картине природы малейший штришок спешит он отметить отдельно. Вот так же когда-то в младенчестве мы смотрели на каждую малость. Нам всем гениальность давалась взаймы, да ныне, увы, — не осталось. А раньше: песчинок сверкали холмы и в лютике солнце плескалось».

Вот такая замечательная художница (о которой интересно рассказала писательница Раиса Бобрешова) Заслуженный художник России, посетила наш детский сад в ноябре этого года. Живое общение с человеком искусства обязательно оставит след в душе каждого ребёнка. Дети посмотрели картины и иллюстрации на мольбертах и прямо из рук Татьяны Витальевны. Она разрешила ребятам потрогать дощечку, с помощью которой печатается гравюра, вблизи рассмотреть картинки к Православному букварю. Дети прочитали стихи и увидели иллюстрации к этим строчкам, послушали музыку. Три вида искусства гармонично сплелись, способствуя плодотворному восприятию детьми красоты. Художница подарила детям книги и иллюстрации, которые напомнят воспитанникам об этой встрече, впечатлениях и разбудят интерес к прекрасному.