Современные подходы обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении.

    Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, многоголосием, полифоничностью.

    Раньше, несколько десятилетий назад жизнь малыша сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели мамы и бабушки. Затем ребенок во время игр выкрикивал или напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, шуточные, лирические. Но с течением времени жизненный уклад людей изменился и результат таков, что прервалась цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культуре совсем иное. Если раньше в семьях эстетическому воспитанию, и музыкальному в том числе, уделялось значительное внимание, то теперь родители больше уделяют внимания интеллектуальному развитию своих детей. Часто в угоду моде и амбициям родителей ребенка заставляют изучать иностранные языки, пытаются с раннего возраста обучит чтению, записывают во множество кружков, забывая что нагрузка отрицательно сказывается на здоровье детей. В то же время родители, а иногда и педагоги не придают значение эстетическому развитию ребенка. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – «шедевров» поп и рок музыки, звучащих с экранов телевизоров, из радио и плееров. Все реже в домах звучит хорошая музыка и песни. Современные малыши редко посещают музеи и театры, а в школе музыке отводят минимальное количество часов. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. В. Сухомлинский сказал: «Все начинается с детства». С детского сада нужно развивать ребенка  эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на эмоциональную и духовную сферу ребенка является музыка. Пение всегда вызывает положительные реакции: радость от коллективного пения, наполнение организма особой энергией. Как сказал Курт Закс (1881-1959) немецкий музыковед «Музыка начинается с пения», а любовь к пению должны привить мы педагоги. 

    Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно – образное содержание музыкального произведения. Работа над приобретением вокально – хоровых навыков происходит на каждом музыкальном занятии. Пение играет важную и решающую роль в общем развитии музыкального слуха. Таким образом, пение вообще и хоровое в особенности является важнейшей основой для развития музыкально – слуховых представлений, которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей. В пении есть две манеры исполнения – народная и академическая. Академическая манера является искусственной, «ученой» манерой. У народной манеры пения свои законы и в окраске звука, и в использовании диапазонов голосов и в произношении слов. Дети, как и взрослые, могут быть обучены той или иной манере пения. Занятия пением более всего нужны детям, они приносят огромную пользу! Правильное пение с детства успешно развивает музыкальный слух и певческий голос. Владение  голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный  всплеск заряжет его жизненной энергией! Из всего сказанного можно сделать вывод: человек, регулярно занимающийся пением, укрепляет свое физическое и психическое здоровье, и звучание голоса показатель этого здоровья. Музыкальные занятия с вокальной направленностью может включать следующие компоненты:

 

  • Вокально – двигательную гимнастику

  • Упражнения на развитие дыхания

  • Танцы с пением

  • Вокально – хоровые упражнения

  • Артикуляционная гимнастика

  • Речевые и ритмические игры

  • Музыкальные пальчиковые игры

  • Музыкальные игры с пением

  • Песни

  • Дикционная разминка

    Один из самых важных разделов музыкального занятия является разучивание песни. Чтобы работа не сводилась к разучиванию текста и механическому повторению, педагогу нужно осознавать, что разучивание песни процесс длительный и интересный. Музыкальный руководитель должен понимать, чего он хочет добиться от детей, уметь ставить перед детьми конкретную задачу и подбирать методические приемы интересные детям. Процесс работы над песней состоит из нескольких этапов:

  • Разучивание песни

  • Закрепление текста

  • Работа над качеством исполнения

  • Закрепление песни

  • Концертное исполнение

Остановимся подробно на каждом этапе.

  • Разучивание песни

  1. Выразительное исполнение песни педагогом

  2. Песню учить мелодическими фразами

  3. Можно учить песню без сопровождения

  • Закрепление текста

  1. Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом

  2. Беззвучная активная артикуляция

  3. Пение «эхом», когда фразу поет педагог, а затем дети

  4. Игра «Я и вы», когда педагог поет до определенного сигнала, а после сигнала поют дети

  • Работа над качеством исполнения

  1. Пение a capella (внимание к собственной интонации)

  2. Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией

  3. Моделирование высоты звука рукой

  4. Метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание

  5. Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста

  6. Игра «Узнай песню по ритму»

  7. Игра «Хлопки» позволяет проверить точность интонирования каждого ребенка (по хлопку педагога продолжают пение мысленно, после следующего хлопка педагог показывает, кто будет продолжать)

  8. Пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля

  9. Вокализация песен на слог «лю» (выравнивание тембрового звучания)

  10. Пение по фразам вслух и про себя

  11. Задержка на одном звуке по дирижерскому показу, для достижения тембрового и интонационного единства

  • Закрепление песни

    Вариативность заданий при повторении за счет способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности. Для поддержания интереса помогают следующие игры и задания:

  1. Пение по подгруппам, по рядам, по показу, мальчики и девочки и т. д.

  2. Игра «Чей ряд знает лучше слова песни» (оценивается знание текста только с положительной позиции)

  3. Игра «Спрячем мелодию» (пение вслух и про себя, раскрытая ладонь, дети поют вслух, закрытая ладонь, поют про себя) 

  4. Игра «Поиграем с песенкой» (пение по цепочке)

  5. Игра «Волшебная палочка» (кого коснется палочка, тот поет один)

  6. Игра «Фабрика звезд» (дети с микрофоном поют по очереди)

  7. Соревнование «Мальчики и девочки»

  8. Инсценирование песен 

  9. Метод сравнения

  10. Пение от лица от разных персонажей для лучшего понимания художественного образа

  11. Исполнение песни для зрителя.

 

  • Концертное исполнение

    При концертном исполнении предполагается сценическое оформление: костюм, аксессуары, декорации. При этом костюмы должны соответствовать художественной направленности песни. Непременное условие – сохранение художественной меры вкуса.

 

В своей работе я применяю перед разучиванием песен упражнения и игры развивающие певческое дыхание.

Например:

Я предлагаю поиграть в музыкально- пальчиковую игру:

 

                                          « Шарик»

 

Надуваю шарик быстро ( прижимают ладони друг к другу и дуют в них)

Он становиться большой (отводят ладони в сторону, образуя шарик)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел (хлопок в ладоши дуют в них)

Стал он тонкий и худой (протягивают прижатые ладони друг другу вперед)

 

    Затем я предлагаю подуть на снежинку под музыку

Дети надевают снежинку с петелькой на палец и под звучанием музыки дуют на бумажную фигурку, наблюдая как в воздухе танцует снежинка.

 

    Также в своей работе включаю скороговорки при распевании. Работа над скороговорками способствует преодолению встречающихся в речи трудностей.

Например:

Шли сорок мышей ,

Несли сорок грошей.( дети пропевают в быстром темпе)

Также в своей работе использую артикуляционную гимнастику.

Например:

Я предлагаю детям превратиться в бегемотиков и будем широко открывать рот.

( описание упражнения как можно шире открыть рот, удерживать его в таком положении до счета « пять », потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот по шире открываем,

В бегемотиков играем

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот.

Отдыхает бегемот.

 

Потом я детям предлагаю поиграть в лягушат, как ни улыбались.

( описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки). Удерживать губы в таком положении до счета « пять» затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – 

Я увижу ваши зубки

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

 

    Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Задача музыкального руководителя детского сада – с самого раннего детства научит малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.

Музыкальный руководитель Савина Анжела Антоновна

Please reload